Двигательная активность является не только основным условиям развития движений, но и средством разностороннего воспитания ребёнка. Поэтому её оптимизацию следует считать одной из наиболее важных задач общеобразовательного процесса в дошкольном учреждении.
Руководство двигательной активностью детей осуществляется с учётом их возрастных возможностей. Каждая возрастная группа для ребёнка- это очередная ступенька в формировании его двигательной активности. Так, для детей группы раннего возраста важным является приобретение первичного двигательного опыта, главным образом, через предметную деятельность. У них огромный интерес к движениям, и его следует всячески поддерживать, продумывать организацию жизни так, чтобы они имели возможность двигаться по потребности в любом отрезке бодрствования. Развивающее воздействие двигательной активности обеспечивается путем постоянного изменения расположения инвентаря и игрушек, с которыми дети выполняют движения, постепенного усложнения предлагаемых детям движений, формирования у детей умения двигаться не только «рядом», но «вместе». Важно обеспечить разнородность физкультурно-игровой среды. Это необходимо для создания у детей интереса к движениям, а также для частой смены движений, чтобы дети не уставали.
Например «вот дорожка, -все подойдите к синей дорожке (крайней). И Танечка, и Серёжа. Ровненько станьте. А теперь приготовились и прыгаем вместе. Молодцы! (взр. выполняет движения вместе с детьми). Подойдем сейчас к красной дорожке. Опять –приготовились… прыгнули!» и т.д.
Раскладывая инвентарь, я стараюсь привлекать к помощи детей, (мне поможет Машенька, а это возьмет Ваня – он сильный) учить их размещать инвентарь для движений по своему усмотрению.
Удивительный мир среднего дошкольного возраста требует такой системы формирования двигательной активности. В которой естественное место заняли бы бесконечные детские вопросы. Для этого полезно придумывать специальные ситуации, которые помогают ребёнку отвести действием на вопрос взрослого, а затем научиться ставить вопрос перед сверстниками и перед собой.
Например, несколько таких упражнений, по аналогии с которыми можно придумать много других.
- Построить вместе с детьми две параллельные дорожки из
кубиков –одну сплошную, другую с промежуткам.
- Предложить поочерёдно пройти по ним и определить,
по какой идти легче.
Затем детям даются задания построить «легкие» и «трудные» дорожки из однородных предметов (верёвочка, скакалок, плоскостных геометрических фигур, обручей, набивных мячей, мешочков с песком и др.) и из разнородных (например, из доски, лежащей на полу, и приставленных к ней кубиков, обручей).
Полезно ставить перед детьми двигательные задачи-загадки с использованием элементов экспериментирования. Например:
- Для какого движения какая дорожка подходит (построить и
проверить движением узкую, широкую, извилистую, наклонную дорожки, мостик –узкий и широкий, прочный
и качающийся, прогнувшийся в середине)?
* Можно ли на дорожках из одинаковых предметов выполнить
другие, кроме ходьбы и бега, движения (прыжки, лазанье,
метание)?
Надо дать возможность детям многократно повторить задание, затем сделать выводы.
Для детей старшего дошкольного возраста особенно важно научиться осознанно строить содержание своей двигательной активности является признаком школьной зрелости, развивает способность переносить определённые статические нагрузки, обеспечивает умение не только выполнять определённые движения, но творчески использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности. При этом разностороннее развитие крупных движений служит основой для формирования мелкой моторики, подготовки руки к письму, а точность в ходьбе, беге и т.д.
Следует заметить, что статическая выносливость старших дошкольников также определяется сформированной двигательной активностью: ребёнок вначале овладевает умением произвольно двигаться и лишь после –управлять статикой.