Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Соблюдает ли Ваш ребёнок режим дня?
Всего 9 человек
Голосование
Читаете ли Вы ребёнку перед сном?
Всего 10 человек

Играем пальчиками и развиваем речь

Дата: 9 марта 2017 в 15:56

Играем пальчиками и развиваем речь Консультация для педагогов и родителей Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребѐнка. 3. Малыш учится концентрировать своѐ внимание и правильно его распределять. 4. Если ребѐнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чѐткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребѐнка, так как он учится запоминать определѐнные положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Все упражнения можно разделить на три группы. I группа. Упражнения для кистей рук: - развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое. «Солнце» Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть II группа. Упражнения для пальцев условно статические: - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. «Человечек» «Топ-топ-топ!» — топают ножки, Мальчик ходит по дорожке. Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. III группа. Упражнения для пальцев динамические: - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным. «Посчитаем» Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные… Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. «По кругу» Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. «Здравствуй пальчик, старший брат» По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно. Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трѐхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: - поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперѐк; - растирать пальчики спиралевидными движениями. Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики. Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребѐнка нужно учить: - катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы. После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребѐнок выполняет сам. Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы. Пальчиковая гимнастика: 1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. 2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно. 3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий. 4.Сначала покажите ребѐнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: 1.Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Н а п р и м е р: «Коза» — «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3 – 4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счѐт «раз-два». И л и: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений. 2.«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Н а п р и м е р : «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке плыл пароход (изображаем «пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки(«река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Помогите своему ребѐнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.