Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Соблюдает ли Ваш ребёнок режим дня?
Всего 11 человек
Голосование
Читаете ли Вы ребёнку перед сном?
Всего 11 человек

Играем пальчиками и развиваем речь

Дата: 9 марта 2017 в 15:56

Играем пальчиками и развиваем речь Консультация для педагогов и родителей Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. До сих пор недостаточно осмысленно взрослыми значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающе воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой. Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой? 1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. 2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребѐнка. 3. Малыш учится концентрировать своѐ внимание и правильно его распределять. 4. Если ребѐнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чѐткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. 5. Развивается память ребѐнка, так как он учится запоминать определѐнные положения рук и последовательность движений. 6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории. 7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. Все упражнения можно разделить на три группы. I группа. Упражнения для кистей рук: - развивают подражательную способность, достаточно простые и не требуют тонких дифференцированных движений; - учат напрягать и расслаблять мышцы; - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время; - учат переключаться с одного движения на другое. «Солнце» Солнце утром рано встало, Всех детишек приласкало. Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть II группа. Упражнения для пальцев условно статические: - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений. «Человечек» «Топ-топ-топ!» — топают ножки, Мальчик ходит по дорожке. Указательный и средний пальцы «ходят» по столу. III группа. Упражнения для пальцев динамические: - развивают точную координацию движений; - учат сгибать и разгибать пальцы рук; - учат противопоставлять большой палец остальным. «Посчитаем» Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Раз-два-три-четыре-пять! Будем пальчики считать – Крепкие, дружные, Все такие нужные… Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого. «По кругу» Покажи уменье другу, Покружись-ка ты по кругу! Пальцы сжать в кулак, большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения. «Здравствуй пальчик, старший брат» По мере улучшения координации движений можно предложить детям сделать упражнение двумя руками одновременно. Барсик сунул к мышкам нос. «Мышки, есть один вопрос: Может, знает кто из вас, Скоро ль будет тихий час?» На каждый ударный слог пальцы одной руки соединяются с большим по порядку вперед и назад. После двустишия – смена руки. С какого возраста можно начать выполнять эти упражнения? В Японии упражнения для пальчиков начинают выполнять с трѐхмесячного возраста. Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6 – 7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны. Начинать можно с ежедневного массажа по 2-3 минуты кистей рук и пальцев: - поглаживать и растирать ладошки вверх-вниз; - разминать и растирать каждый палец вдоль, затем – поперѐк; - растирать пальчики спиралевидными движениями. Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы, но в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнении участвовали все пальчики. Примерно с десяти месяцев, кроме пассивных упражнений III и II групп, ребѐнка нужно учить: - катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера; - рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина; - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно. Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы. После освоения упражнений I группы приступайте к выполнению упражнений III и II групп, но уже в активной форме, то есть, все упражнения ребѐнок выполняет сам. Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-х лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы. Пальчиковая гимнастика: 1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой. 2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой рукой, после того – двумя одновременно. 3.Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий. 4.Сначала покажите ребѐнку и объясните, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести. Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания: 1.Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Н а п р и м е р: «Коза» — «Улитка». Ребенок переключается с позиции «коза» на позицию «улитка» (3 – 4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счѐт «раз-два». И л и: «Вилка» — «Кольцо» — «Заяц». Можно предлагать любую последовательность упражнений. 2.«Рассказывать руками» сказки и маленькие истории. Сначала вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Н а п р и м е р : «В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку»). Как-то раз по реке плыл пароход (изображаем «пароход»), он сильно гудел, и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки(«река»), росло дерево (упражнение «дерево») и т.д. Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут. Помогите своему ребѐнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.