Адаптация ребёнка к детскому саду
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Ж</ins><ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">ивя в семье в определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму, способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">В случае, если установленный в семье порядок почему-либо изменяется, обычно поведение ребёнка временно нарушается. Эти нарушения уравновешенного поведения объясняются тем, что малышу трудно приспособиться к возникшим изменениям, у него не могут быстро затормозиться старые связи, а вместо них также сформироваться новые. Недостаточно развиты у ребёнка адаптационные механизмы, в частности слабые тормозные процессы и относительно мала подвижность нервных процессов. Однако, мозг ребёнка очень пластичен, и если эти изменения условий жизни происходят не так часто и не очень резко нарушают привычный образ жизни, то у ребёнка, при правильном воспитательном подходе быстро восстанавливается уравновешенное поведение и не остаётся каких-либо отрицательных последствий, т. е. ребёнок адаптируется к новым условиям своей жизни. Анализ поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении показывает, что этот процесс приспособления, т.е. адаптация к новым социальным условиям не всегда и не у всех детей проходит легко и быстро. У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но серьёзных нарушений поведения и общего состояния.</ins> <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">К таким нарушениям относят:</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">нарушение аппетита (отказ от еды или недоедание)</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">нарушение сна (дети не могут заснуть, сон кратковременный, прерывистый)</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">меняется эмоциональное состояние (дети много плачут, раздражаются).</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Иногда можно отметить и более глубокие расстройства:</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">повышение температуры тела</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">изменения характера стула</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">нарушение некоторых приобретённых навыков (ребёнок перестаёт проситься на горшок, его речь затормаживается и др.)</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Длительность привыкания к новым социальным условиям, а также характер поведения детей в первые дни пребывания в детском учреждении зависят от индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста ведут себя по-разному: одни в первый день плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого отвечают бурным протестом, но уже на другой день с интересом следят за игрой детей, хорошо едят и спокойно ложатся спать, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, несколько заторможены, без возражений выполняют требования воспитателей, а на другой день с плачем расстаются с матерью, плохо едят в последующие дни, не принимают участия в игре, и начинают хорошо себя чувствовать только через 6-8 дней или даже позже. По всем этим признакам выделяются определённые группы, к которым принадлежит ребёнок по характеру поведения при поступлении в детское учреждение. В зависимости от того, к какой адаптационной группе принадлежит ребёнок, будет строиться работа с ним. Очень часто встречаются ситуации, когда ребёнка нельзя однозначно определить в ту или иную адаптационную группу. Т.е. модель его поведения находится не "стыке" двух групп, т. е. является пограничной. Своеобразный переход из одной адаптационной группы в другую показывает динамику развития процесса привыкания ребёнка к условиям детского учреждения. Далее приведена таблица, в которой представлены 3 адаптационные группы, о которых говорилось выше.</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Ниже приведена информация, следуя которой родители и воспитатели сделают адаптационный период более лёгким и безболезненным. Итак, что должны знать и уметь родители:</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Чем чаще ребёнок будет общаться со взрослыми, детьми в квартире, во дворе, на игровой площадке, около дома т.е. в различной обстановке, тем быстрее и увереннее он сможет перенести приобретённые умения и навыки в обстановку детского сада.</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Неформальное посещение детского сада. Т.е. прогулки по территории и сопроводительный рассказ о садике, причём рассказ должен быть очень красочный и, несомненно, позитивный. Старайтесь в своём рассказе показать ребёнку, как весело и хорошо другим детям в детском саду.</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Т.к каждый поступивший ребёнок требует к себе внимательного индивидуального подхода, то принимать детей следует постепенно, по 2-3 человека, с небольшими перерывами (2-3 дня).</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">В первые дни ребёнок должен пребывать в группе не более 2-3часов.</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Для первых посещений рекомендуются часы, отведённые для</ins> <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">прогулок, игр. Это позволяет быстрее определить группу поведения ребёнка, наметить правильный подход и снять эмоциональное напряжение от первых контактов.</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Установление эмоционального контакта ребёнка и воспитателя должно осуществляться в привычной обстановке в присутствии</ins> <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">близкого человека. В первый день кратковременное знакомство</ins> <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">с воспитателем, направленное на формирование интереса к детскому саду, на установление контакта между ребёнком и</ins><ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">воспитателем в новой ситуации.</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Очень полезны экскурсии по группе, в которых участвует воспитатель, родители и ребёнок.</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении.</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">НЕОБХОДИМО:</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">до приёма выяснить режим, применяемый в семье, индивидуальные особенности поступающего ребёнка (анкета).</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">в первые дни не нарушать, имеющиеся у ребёнка привычки, нужно постепенно менять режим и приучать ребёнка к новому укладу жизни.</ins>
- <ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">приблизить домашние условия к особенностям д/с: внести элементы режима, упражнять ребёнка в самостоятельности, чтобы он мог сам себя обслуживать и т.п.</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">Возвращаясь к вышеуказанной таблице, хочу заметить, что в зависимости от уровня навыков общения ребёнка, контакт, устанавливаемый с семьёй, должен быть дифференцирован, т.е. в соответствии с группой адаптации ребёнка должны быть определены объём и содержание работы с семьёй. Так, по отношению к детям первой группы, нуждающимся в тесном контакте с близкими людьми, работа с семьёй должна быть более глубокой и объёмной, предусматривать тесный контакт членов семьи с воспитателями и психологом дошкольного учреждения.</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">С</ins><ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">разу хочу заметить, что не все мгновенно увидят плоды своих трудов, адаптация некоторых детей может протекать от 20 дней до2-3 месяцев. Особенно, если ребёнок заболел, в процессе адаптации. Иногда, после выздоровления, ребёнку приходится привыкать заново. Но, хочу Вас заверить, что это не показатель. Не следует беспокоиться, глядя на ребёнка подруги, который с первых дней вошёл в новую среду без особых осложнений. Повторюсь, что все дети разные, каждый индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Я думаю, что с Вашей помощью мы найдём ключик к каждому ребёнку. Богатый опыт и знания воспитателей, Ваша любовь и забота, иными словами согласованная работа с семьёй, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребёнка и необходимых условий воспитания ребёнка до поступления в детский сад, позволит решить проблему адаптации на должном уровне.</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">При лёгкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10 – 15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объём съедаемой ребёнком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается,</ins>
<ins style="visibility: visible !important; opacity: 1 !important;">3 адаптационные группы:</ins>
гр. |
эмоциональное состояние |
деятельность |
отношения со взрослым |
отношения с детьми |
речь |
потребность в общении |
1. |
слёзы, плач |
отсутствует |
отрицательные (ребёнок не воспринимает просьб воспитателя) |
отрицательные |
отсутствует или связана с воспоминан. о близких. |
Потребность в общении с близкими взрослыми, в ласке, заботе. |
2. |
неуравновешен., заплачет, если рядом нет взрослого. |
наблюдение, подражание взрослым. |
положительные, по инициативе воспитателя. |
отсутствуют или положительные (ответные). |
ответная (отвечает на вопросы детей, взрослых). |
Потребность в общении со взрослым, в сотрудничестве с ним и получении от него сведений об окружении. |
3. |
спокойное, уравновешенное |
предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра. |
положительные, по инициативе ребёнка |
положительные |
инициативная (сам обращается ко взрослым и детям). |
Потребность в общении со взрослым и в самостоятельных действиях. |