Новости проекта
Система перешла на новый 2018/2019 учебный год
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Голосование
Соблюдает ли Ваш ребёнок режим дня?
Всего 9 человек
Голосование
Читаете ли Вы ребёнку перед сном?
Всего 10 человек

Специалисты советуют

Дата: 15 мая 2015 в 16:23

Организация музыкального уголка  в предметно –игровой среде группы

            Сформировать у детей представления обо всём многообразии жанров, видов, форм музыкального искусства и умение оценивать их по достоинству можно будет лишь тогда, когда они по собственной инициативе будут слушать музыку, петь, играть на музыкальных инструментах, исполнять игры и пляски. Инициативность как качество личности неразрывно связана с самостоятельностью. Проявляя активность, дети сознательно усваивают знания, приобретают умения и могут самостоятельно применять их в своей деятельности. Известно, что склонность к музыкальной деятельности является важнейшим фактором музыкальной одарённости.

     Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды.

    Музыкальная предметная среда в группах учреждения дошкольного образования  должна быть ориентирована на пройденный материал и индивидуальные возможности детей. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. А.Н. Леонтьев доказал, что стержнем деятельности является предметность.

   Содержание музыкальной развивающей среды должно ориентироваться на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложняться по возрастам, носить проблемный характер. Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, размышлять, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.

   Музыкальная предметно-развивающая среда в группах организуется по трем основным блокам:

•        восприятие музыки;

•        воспроизведение музыки;

•        музыкально-творческая деятельность.

    Оформление музыкальных уголков в группах младшего дошкольного возраста желательно строить на сюжетной основе, в старших – на дидактической. Музыкальная предметная среда должна соответствовать возрасту детей и иметь свободный доступ ребенка к предметам; пособия  музыкального уголка должны быть безопасны, эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывающие желание действовать с ними.

   Основные знания и умения ребенок получает на музыкальных занятиях, а закреплять их эффективнее в самостоятельной деятельности, когда дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на металлофоне, исполняют несложные пляски. Они могут использовать пение, танец, игру на детских музыкальных инструментах в сюжетно-ролевых играх, сами организовать игры в «музыкальные занятия», «концерты», «театр». Помимо музыкальных занятий источником для самостоятельного музицирования также служат праздники, развлечения, посещение театра и кино, музыкальные впечатления, которые ребенок получает в семье.

    Важными для музыкального развития являются игры, в которых дети проявляют свое творчество, сочиняя попевки, песенки, придумывая пляски, используя знакомые танцевальные движения.

    Музыкально-дидактические игры развивают способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука, чувство ритма, звуковысотный и тембровый слух, творческие способности. К таким пособиям относится учебное наглядное пособие «В мире музыки» авторов О.Н.Анцыпович, О.Н.Зыль (серия «Мир детства») для детей 3-5 лет.

Данное  пособие   красочно, эстетично оформлено, подобрано по возрасту, им  можно пользовать индивидуально и с подгруппой детей.

Наполнение  музыкальных уголков в группе должно соответствовать  требованиям    Перечня обязательных средств воспитания, обучения, учебно-наглядных пособий, игр и игрового оборудования, компьютерной техники, электронных  средств обучения, спортивного инвентаря для учреждений, обеспечивающих получение  дошкольного образования. (Постановление Министерства образования РБ 24.09.2007 №50)

      В свободное время дети любят играть на музыкальных инструментах. В младших группах в музыкальном уголке могут быть ударные инструменты: бубны, барабаны, погремушки, маракасы, колокольчики. Начиная со средней группы к перечисленным инструментам добавляется металлофон, ксилофон, детские пианино, рояли, треугольники, музыкальные молоточки и др., на которых дети исполняют попевки, песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими, могут сочинить и свои. Кроме того, музыкальные инструменты используются в музыкально-дидактических играх.

     Для старших дошкольников в музыкальный уголок кроме перечисленного можно добавить духовые гармоники, баян, аккордеон, скрипку, гитару и др. Нужно следить, чтобы дети бережно относились к детским музыкальным инструментам, находящимся в музыкальном уголке, вовремя их ремонтировать. Духовые инструменты должны использоваться индивидуально, а в случае необходимости передачи другому ребенку мундштук моется (по принципу мытья  игрушек).

       Помимо озвученных музыкальных инструментов желательно внести в музыкальный уголок неозвученные инструменты: балалайки, скрипки, гитары, фортепиано. Играя с ними, дети развивают свое воображение, музыкальную память, творческие способности.

    Здесь же следует вывешивать и периодически менять портреты композиторов-классиков, авторов музыки для детей.

     В самостоятельной практике очень важно использовать слушание классической, народной музыки, песен из мультфильмов, музыкальных сказок, а также проводить музыкальную релаксацию, способствующую психическому расслаблению детей. Для этого необходимо иметь магнитофон в каждой группе. Аудиоматериал по слушанию музыки предоставит музыкальный руководитель.

     Используя музыкальную предметную среду, ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы, но это не значит, что он предоставлен самому себе. Характер руководства со стороны воспитателя становится косвенным:

-воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

•        -воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

•        -воспитатель должен стать тактичным соучастником детских игр.

Созданная система условий, средств и форм организации самостоятельной деятельности детей обеспечит необходимый уровень музыкального развития дошкольников.

Использованная литература:

1.Учебная программа дошкольного образования. – М.: , Национальный институт образования, 2012.

2. Зимина А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 320с

3.  Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Издательский центр "Академия"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.